
20 апреля 2006 г.
Догнать и перегнать Юрмалу

Приближается туристический сезон. Говорить о том, что Калининградская область готова к приему большого потока туристов, еще рано. Только сейчас правительство региона сделало ставку на развитие туриндустрии области. В перспективе – привлечение до 5 млн туристов в год и конкуренция с крупнейшими курортами Балтийского побережья.

В Калининградской области туризм развивается – к такому выводу можно прийти, сравнив статистику потока туристов в прошлом году и, например, лет пять назад. Развивается и туристическая инфраструктура, тем более что область вошла в шестерку регионов России, перспективных для инвестирования в туризм.

Туристический бюджет региона складывается из нескольких компонентов. Согласно Федеральной целевой программе развития Калининградской области до 2010 года, на развитие сферы туризма в регионе выделено 2,4 млрд рублей из федерального бюджета. Остальные средства выделяет региональный бюджет, какие-то деньги вкладывает в развитие туристско-рекреационного комплекса частный бизнес. В итоге получается сравнительно немного. С другой стороны, сами туристы ежегодно оставляют в Калининградской области до 5 млрд руб.
Оценив высокий туристический потенциал Калининградской области, региональное правительство недавно одобрило стратегию развития туризма. План развития предполагает в ближайшее время сделать брэнд из российского эксклава. На рекламу региона правительство потратит около 30 млн рублей, еще примерно 100 млн. должны вложить частные инвесторы.

Кроме прочего, стратегия развития предполагает создание рекреационной базы в Калининградской области. Какие-то положительные итоги за последние два года в этом вопросе можно подвести уже сейчас. Так, в 2004 году Калининградская область могла единовременно разместить немногим больше 16 тыс. туристов. В области работали 85 гостиниц и гостевых домов, 67 сельских и туристических усадеб, 19 санаториев, 11 пансионатов, около 30 туристических баз и 25 детских оздоровительных лагерей. Хотя сказать, что ситуация изменилась в корне, будет неверно: спрос на гостиничные номера ежегодно растет на 12,5%, а в 2005 году, когда отмечалось 750-летие Калининграда, он увеличился многократно.

В отделе туризма правительства сообщили, что чаще других в регион приезжают туристы из Германии, Литвы, Польши, Белоруссии, скандинавских стран. Турпоток постоянно растет: в 2001 году у нас в гостях побывало более 242 тыс. человек, в 2002 году – 279 тыс., в 2003 – 291 тыс. В 2004 году область посетило уже более 300 тыс. российских и иностранных туристов, а в юбилейном 2005-м – 333,1 тыс. туристов, из них российских – 256,6 тыс., иностранных – 76,4 тыс. Вероятно, это и послужило толчком для проекта программы развития туризма.

Губернатор Калининградской области Георгий Боос поставил перед правительством весьма амбициозную задачу – довести ежегодный прием туристов до 3-4 млн человек. Для начала разработчики программы рассчитывают в ближайшие годы привлекать 1,2 млн туристов. По предварительным подсчетам, доходы этой отрасли должны увеличиться с 5 до 25 млрд рублей в год, а поступления налогов в бюджеты всех уровней – с 80 млн до 1,5 млрд рублей. Ведь уже сегодня в регионе есть где отдохнуть – гостям области предлагаются экскурсионно-познавательные, этнические (ностальгические), конгресс- и VIP- туры, экологический, культурный, религиозный и сельский туризм. Все зависит лишь от желаний и возможностей туристов.

Однако, как сообщил генеральный директор турфирмы «Анюта» Александр Шамшиев, в этом сезоне Калининградскую область посетит 250-300 тыс. туристов. По его словам, иностранцы едут в наш регион потому, что воспринимают его как визитную карточку России, а туристы из России в основном приезжают на лечение в санатории и пансионаты области.

Таким образом, в этом году туристический бум области не грозит. Но интерес к региону растет, развитием отрасли занялись всерьез. Так что, хочется верить, со временем отдых в Светлогорске или Зеленоградске станет не менее цивилизованным и даже престижным, чем, скажем, в Ниде, Юрмале или Сопоте. // westrus.ru
 |
|