31 мая 2006 г.
Ивановская область: власти серьезно относятся к поддержке предпринимателей
В Ивановской области вклад малого бизнеса в наполнение доходной части бюджетов увеличился с 12-13% в 2000 году. Областная статистика фиксирует рост количества субъектов малого предпринимательства (СМП) в последние годы, но цифры говорят скорее о стабильности рынка. С 2001 по 2003 годы общее количество СМП выросло с 35,7 до 36,7 тысяч. При этом число собственно малых предприятий увеличилось с 5,2 до 5,7 тысяч.
В 2004 году произошло сокращение количества СМП до 30 тысяч, связанное с перерегистрацией предпринимателей в налоговых органах: часть прекратили свою деятельность, часть изменили форму собственности. По данным статистики в 2005 году в области насчитывалось 32,8 тысяч субъектов малого предпринимательства, половина их - 16,6 тысяч - зарегистрированы или работает в областном центре. Еще стабильнее численность занятых в малом бизнесе: 2003 год - 21,8% от общей численности занятых в экономике области, 2004 год - 21,5%, 2005 - 22% (данные предоставлены областным объединением «ОПОРА РОССИИ»).
Малый бизнес - сектор мобильный, оперативно реагирующий на спрос. И все же общая его структура меняется мало: большая часть предпринимателей (по разным оценкам, от 50% до 70%) занимается торговлей. Госкомстат отмечает, что в апреле 2006 года оборот розничной торговли на 80,3% формировался организациями и индивидуальными предпринимателями, работающими в стационарной торговой сети (вне рынка,',','); доля рынка составляла 19,7% (в апреле 2005 года - соответственно 78,9 и 21,1%). Тенденция объективная, хотя у части предпринимателей вызывает опасение приход на ивановский рынок крупных сетевых компаний: малому бизнесу трудно выдержать конкуренцию с ними, да и разорение крупной компании влечет более тяжкие последствия для региона.
Как оценивают в Ивановском фонде поддержки малого предпринимательства, сегодня спадает волна «увлечения» пассажирскими перевозками, прошел «аптечный бум», достаточно много построено стоматологических кабинетов. Зато активно начала развиваться сфера обслуживания: косметические салоны, фитнес-клубы, гостиничный бизнес (весьма перспективное сегодня направление), сети придорожных кафе. По мнению предпринимателей, определять и стимулировать развитие нужных направлений должна власть.
Глава города Иванова Александр Фомин отметил, что городская администрация серьезно относится к поддержке местных предпринимателей. «Мы признаем высокую социальную и экономическую значимость малого бизнеса и стараемся помочь предпринимателям в их деятельности. Для этого мэрия разрабатывает комплекс мер защиты субъектов малого и среднего бизнеса при реализации программы приватизации муниципального имущества, ведет переговоры с банковскими учреждениями и так далее. Наша цель - максимально упростить процесс административных согласований, устранить барьеры на пути развития предпринимательства. Городская власть призывает бизнес активнее участвовать в жизни города, вести законную деятельность. Мы рады, что находим отклик у предпринимателей в этих вопросах», - сказал А.Фомин.
Председатель правления Ивановского областного некоммерческого партнерства поддержки предпринимателей «Центр» Василий Скворцов считает, что задача власти, во-первых, определить приоритетные направления развития малого бизнеса, а во-вторых - понять, как можно помочь предпринимателям в этом развитии. Некоммерческое партнерство «Центр» в последние годы развивается отраслевыми объединениями: туроператоров, игорного бизнеса, поставщиков алкогольной продукции, рестораторов и отельеров. В скором времени планируется в новом виде создать информационно-туристический центр, учредителями выступают администрация города Иванова и правительство области. Задача нового объединения - развитие въездного туризма, работа над имиджем города и области.
Председатель совета Ивановского областного объединения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Герман Морозов рассказал о работе ивановского отделения этой организации. Ивановское отделение создано год назад, входит в него десять членов, но оно поддерживает широкие связи и с другими предпринимателями и предприятиями. «Наша главная задача в том, чтобы предприниматель не оставался один на один со своими проблемами. Объединения в регионах аккумулируют предложения предпринимателей, эти предложения рассматриваются на общих конференциях и съездах в Москве, итогом становятся конкретные обращения к правительству и Государственной думе. Результаты от таких обращений есть. Малый и средний бизнес сегодня требует от власти не столько каких-то преференций или льгот, сколько честного соблюдения действующих законов», - подчеркнул Г.Морозов.
Одна из главных проблем малого предпринимательства - недостаточный доступ к инвестициям по причине низкой капитализации, считает директор Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства Алексей Каталов. Деньги у банков есть, но малому бизнесу нечего предложить в залог. Как эту проблему решить? Возможности фонда поддержки малого предпринимательства ограничены: здесь используются бюджетные средства. Встает вопрос о поручителях-гарантах: ими может выступать и фонд, и бюджет. «На мой взгляд, эффективна система создания муниципальных фондов поддержки малого бизнеса: они ближе к субъектам предпринимательства на местах. Практика показывает, что доля «проблемных» займов в этом случае не превышает двух процентов», - заявил А.Каталов.
Сегодня новому малому предприятию стало труднее войти в рынок - идет укрупнение сетей, это объективный процесс. Но есть «ниши», которые может занять именно малый бизнес. Например, переработка в сельскохозяйственном производстве. Бизнесу мало предоставляется консалтинговых услуг, это дорого стоит, и предприниматели зачастую оценивают спрос интуитивно. В этом им и должны помогать структуры типа «Центра», «ОПОРЫ РОССИИ», торгово-промышленной палаты, фонда поддержки малого предпринимательства. »// allmedia.ru
|
|