|
|
|
|
Закат регионального турбизнеса |
|
18 октября 2006 г.
Закат регионального турбизнеса
Свое мнение о законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» высказывает директор Сибирского института планирования и развития туризма, член Комиссии по туризму межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Олег Данилин.
- Концепция законопроекта идет в разрез с существующей государственной политикой Правительства России в сфере туризма. В ряде его положений изначально заложены системные ошибки.
Во-первых, не учтены принципы устойчивости развития туризма, принятые Правительством РФ в утвержденной среднесрочной программе социально-экономического развития России на 2005-2008 годы. Механизм финансовых гарантий отсекает от сферы туризма большую часть местного населения и малого бизнеса.
Во-вторых, осуществляется объединение приоритетных и неприоритетных направлений туристской деятельности: под термином международный, объединяется въездной и выездной туризм.
В-третьих, проект закона противоречит международным положениям Осакской декларации Тысячелетия, принятой в 2001 году, где малый и средний бизнес обозначен хребтом туристского бизнеса.
В-четвертых, отраслевой закон перегружается положениями закона о защите прав потребителей.
В результате принятых поправок и введения финансовых гарантий региональный турбизнес России ожидает «схлопывание», которое приведет к сокращению предложения национального турпродукта.
В настоящее время соотношение мировых туристских центров и национальных в пакете ведущих туроператоров России составляет в процентах примерно 95/5. После введения гарантий эта пропорция будет 98/2. Без ущерба для бизнеса смогут развиваться только туроператоры Москвы и Санкт-Петербурга, остальная малая Россия будет за занавесом, но теперь не «железным» а «финансовым».
То, что включение в единый реестр туроператоров России с финансовой гарантией повысит качество обслуживания туристов – утопия. Каким образом строка с названием фирмы в компьютере Федерального агентства по туризму сможет управлять отраслью - неизвестно. Управление отраслью надо формировать на местном и региональном уровнях.
Удельный вес туроператоров Сибири составляет 5% - при 10-процентной доле населения России. То есть проблема избыточного количества лицензированных туроператоров находится не в «регионах», а в «центре». Но принятие проекта закона в предложенной редакции приведет к необратимым последствиям именно в регионах России. Для примера. На берегах Байкала сегодня проживает более 250 тысяч россиян, для которых туризм – это единственная деятельность, разрешенная в центральной экологической зоне этого озера, и объединить их одним туроператором невозможно. Поэтому проект закона был детально рассмотрен на сессии Законодательного собрания Иркутской области. Депутаты приняли решение не отправлять ни положительное, ни отрицательное заключение.
Финансовое обслуживание гарантий потребует отвлечения на длительный период (год и плюс три месяца) оборотных средств. При продолжительности высокого сезона в регионах не более 10-14 недель средства будут заморожены в четыре раза дольше. По экспертным оценкам, обслуживание фингарантий обойдется в 350-500 тысяч рублей, а эти деньги сегодня направляются как раз на повышение качества обслуживания и развития инфраструктуры туризма в регионах. Получается, что деньги, предназначенные для развития туризма, перейдут в деньги развития банковского и страхового бизнеса.
Очевидно, что федеральное правительство в настоящий момент не только не считает региональную политику своим приоритетом, но и не имеет эффективных средств управления развитием региональных туристских центров. Вся концепция закона прописана в системе двух координат - Ростуризма и 20-25 крупных туроператоров. Плоскостное развитие никогда не было прогрессивным и устойчивым. За рамками предлагаемого проекта закона остался весь региональный турбизнес и туристские территории России. Пора создавать «законы развития» для всего пространства России. // ratanews2.ru
|
|
|
|
|
|
п»ї
|
|
|