20 октября 2006 г.
Выступление Владимира Стржалковского на заседании Правления РСТ
Правление Российского союза туриндустрии, состоявшееся в Москве 10 октября, проголосовало за поддержку предложенного законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»« при условии его доработки, прежде всего, в части размеров и механизма реализации финансовых гарантий.
На заседании Правления РСТ выступил Владимир Стржалковский с ответным словом на дискуссию по вопросу финансовых гарантий туроператоров:
«…Что касается ответственности турагентов (этот вопрос на заседании Правления подняла руководитель Удмуртского отделения РСТ Елена Захидова), то будут написаны правила оказания услуг в виде нормативного акта Правительства. Через Правительство это предложение прошло и оно утверждено. Основа – закон «О защите прав потребителей», Кодекс административных правонарушений. Для обсуждения проект будет размещен на сайте Ростуризма.
Другой вопрос - это финансовая ответственность в зависимости от оборотов. Мы все прекрасно знаем, что оборот реальный никто не показывает. Крупные показывают больший оборот, средние – средний, а мелкие вообще не показывают. Во Владивостоке средняя стоимость путевки в Китай - 27 рублей, цифра получена по анализу налоговой базы Владивостока. Вы считаете, это реально? Это стоимость бумажки, на которой выписывается путевка. Это вы можете не здесь рассказывать про обороты, не в этой аудитории – что у вас оборот нормальный, но вы маленькие и не можете обеспечить финансовые гарантии. Если у вас 27 рублей проходит через банк, никогда вы не сможете это сделать. И если исходить из оборотов владивостокской фирмы, то давайте сделаем 250 рублей финансовую ответственность, взяв 20% от оборота. И это не только во Владивостоке. В Калининграде оформляется, в лучшем случае, стоимость бензина для автобуса.
На реплику из зала о неоходимости контроля, Владимир Стржалковский ответил: - Контролирующих органов у нас достаточно – и милиция, и Роспотребнадзор, и налоговая инспекция. А туристическим властям абсолютно это ни к чему, мы должны развивать индустрию туризма. Поэтому привязать финансовые гарантии к обороту, фиксированная сумма от оборота – это нереально. Если бы все платили через кассу – вопросов нет. Конечно, если мы хотим сделать профанацию – давайте в этом направлении работать. А если мы хотим что-то действительно решить – надо говорить друг другу правду.
Про «тайные тропы» при подготовке закона. Ну извините, два года концепция везде обсуждалась сколько раз. Функции финансовых гарантий, в той или иной форме, они менялись, как их сделать, как выверить. Одни предложения сталкивались с невозможность проведения, например, через законодательные органы, и министерства участвовали. И у нас на коллегии это обсуждалось, и ваш руководитель – член коллегии, присутствовал на этом заседании. Какие тайные тропы? Когда проект прошел согласование, он был опубликован. Как его можно было публиковать, если он не согласован с другими ведомствами? Через день что ли публиковать, два года во всех вариантах? Это кому-нибудь помогло бы? Только бы, наверное, вводило в заблуждение, злило людей, дезориентировало и вызывало бы непонимание работы Ростуризма.
Поправить? Предложения – конструктивные - готовы рассматривать. Никто не зацикливался на 10 миллионах рублей. Не надо здесь драматизировать. Вносите предложения. Ведь не было здесь ни одного предложения по сути. Говорили «это плохо», а что хорошо – не говорили. Сформулируйте реально работающее предложение, давайте его рассмотрим. Может быть, оно пройдет. А может быть наткнется на те или иные законы и провести его будет невозможно. Но предложение будет рассмотрено.
По делению фингарантий для въезда и выезда. Действительно, у нас выездных компаний преобладающее большинство, так сложилось изначально. Но фирм, которые занимаются только въездом – единицы. Если бы это была какая-то критическая масса, можно было бы говорить о делении ответственности по сравнению с выездом. Не исключаю, что в дальнейшем можно будет пересмотреть эту норму, когда у нас увеличатся въездные потоки. Но сейчас если сделать разные суммы гарантий – те, кто оформят на въезд, будут работать и на выезд. Мы это не отрегулируем. И не надо увеличивать штат контролирующих органов. Мы должны сами создать тот порядок, тот механизм, который будет помогать и способствовать развитию отрасли. А то многие хотят представлять, что туризм – это группа маленьких ларьков на длинных-длинных улицах, которые между собой ругаются, пытаются работать только с тем, у кого ниже цены, хотят – завтра поменяют на ларьке одну табличку на другую. Надо понимать, что другая должна быть ответственность, и тогда легче будет работать и с банками, и с иностранными партнерами, и в получении кредитов. Ну нельзя оставаться все время на супернизком раздробленном уровне.
Никто не говорит, что малый бизнес плохой. Малый бизнес – это 50 млн. рублей годового оборота, и в туризме это, в основном, турагентства. Кто его душит? Никто. Не хватает у нас турагентств, скажите, пожалуйста? Как раз туристическая отрасль развила малый бизнес до того уровня, когда претензии к ней предъявить в этом смысле никто не может. Есть у нас административные барьеры, мешающие созданию турагентства? Не слышал. У нас этой проблемы нет. И не должны мы, как попки, повторять: уважаемый человек сказал, что надо развивать малый бизнес. Ну давайте еще 50 тысяч агентств создадим. Но все же имеет какие-то разумные пределы.
По моим данным, например, в Ростове работает более 600 турфирм. (Алексей Ким, руководитель отделения «Дон-РСТ»: «Нет-нет, у нас всего 200 компаний в Ростовской области, из них порядка 30 туроператорских»). Я это перепроверю. 32-33 тысячи выданных лицензий в среднем распределены по европейской части, за исключением Москвы, равномерно. Москва покрывает недостаток на Дальнем Востоке. Вот исходя из численности населения Ростовской области, которая составляет около 3%, чуть меньше, от населения Российской Федерации, возьмите от 33 тысяч лицензий 3 процента. Это 1000 компаний. Не замечал, чтобы Ростовская область ходила не в передовых по количеству турфирм. Просто у вас из этих, может быть, трехсот или четырехсот реально работающих компаний, большинство имеют по 3 названия и по 3 лицензии. Сомневаетесь, что это так? А я не сомневаюсь. Конечно, когда ты «Ростов-Дон икс тревел» заменяешь, когда тебе угодно, на «Ростов-Дон игрек тревел» и не несешь ответственности ни перед кем, это удобно, это можно тасовать и говорить, что финансовые гарантии не нужны вообще.
Сумму уменьшить или увеличить? Пожалуйста, предлагайте. Сколько – три, пять, семь, десять? Я же не слышал ни одного варианта, я слышал только «это плохо». А как хорошо? Не знаю.
Вы даже в своем документе – я первый раз вижу, чтобы решение напоминало опросный лист. (Реплика из зала главного редактора RATA-news2 Ирины Тюриной: «А почему нет, Владимир Игоревич?»). Я закончу мысль, можно? Я ваши репортажи-то читаю, потом у некоторых людей спрашиваю «Вы так сказали?», а они говорят «Да мы так не говорили». Вы над этим лучше подумайте. Так вот, вы сами решите, принимать опросный лист или нет, но для меня, например, это странно. Может быть, это новая форма – ставить вопросы, которые имеют двоякий подтекст. Кто за то, чтобы внесенный проект поддержать или доработать? Юрий Александрович-то (Барзыкин) правильно говорит: корректная постановка вопроса – поддержать и доработать. Здесь написано, чтобы осталось только «доработать». А что такое доработать? Это отказаться и вернуть назад. (Далее Владимир Игоревич высказал несколько замечаний по формулировкам предложенных для голосования вопросов, часть их были учтены. Например, в вопросе о размерах финансовых гарантий к вариантам ответов добавилось «увеличить»).
Если вы хотите конструктивной беседы, хотите, чтобы учитывались предложения, сформулируйте их нормально с помощью ваших юристов. Сделайте так, чтобы их можно было серьезно обсудить. А создание информационного фона, для того чтобы понять, что все плохо – этот не тот аспект общения и не тот уровень делового подхода. Я уверен, что вы в своих гостиницах и турфирмах всегда четко ставите и формулируете задачу, что вы хотите сделать, что вы предлагаете на переговорах с партнером. А когда не сформулировано четко мнение организации, работать с этим мнением достаточно тяжело.
По поводу небольших организаций, занимающихся въездом в Средней России, в Сибири. Мы же реально понимаем, что маленьких как таковых не может быть. Как они участвуют в международных выставках? Как о них узнают? Как они дают рекламу? Кто им оказывает визовую поддержку? Зачастую они являются турагентами, просто взяты на подряд по той или иной территории. Многие считают, что в статусе туроператора приятнее работать, я это знаю, и понять руководителей этих фирм, конечно, можно. Хотя у турагентств рентабельность бизнеса выше, чем у операторов. Ну если эти компании на 95% турагенты, а на 5% туроператоры - будут называться турагентствами, на рынке определенный сдвиг произойдет. // ratanews2.ru
|
|