9 ноября 2006 г.
Законопроект в он-лайне
Информационная группа «Турпром» в рамках своего проекта «Туристическая On-line Студия» провела встречу, посвященную фингарантиям. На вопросы отвечали заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Барзыкин, заместитель руководителя Ростуризма Надежда Назина и президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.
Рассказывая о процедуре прохождения в Госдуме законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности», Юрий Барзыкин отметил, что до 16 ноября 2006 г. принимаются поправки к законопроекту. После рассмотрения профильным комитетом и Советом Госдумы законопроект вносится на пленарное заседание. Скорее всего, это будет начало декабря 2006 года. Точная дата устанавливается решением Совета Госдумы.
Любой представитель туристического сообщества может направить свои предложения в адрес Комитета, ответственного за рассмотрение закона в Госдуме. Депутаты их рассматривают, направляют всем экспертам и членам рабочей группы. Но лучше, по словам г-на Барзыкина, направлять сразу поправки к законопроекту через свои региональные законодательные органы власти, которые имеют право законодательной инициативы. В третьем чтении поправки в законопроект не вносятся, оно предназначено для правовой и лингвистической экспертиз и принятия его в качестве закона. Принятый Госдумой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение в Совет Федерации. После его рассмотрения и принятия Верхней палатой Парламента в течение пяти дней он направляется Президенту Российской Федерации, который в течение четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его. В соответствии с действующим законодательством законопроект может пройти все процедуры до Нового года.
Юрий Барзыкин сообщил, что его комитет уже получил 50 официальных отзывов на законопроект, из них 9 – отрицательные. Но и в положительных отзывах содержатся самые различные предложения по изменениям в законопроекте, в том числе по механизму финансовых гарантий и по их размерам. Абсолютное большинство предлагают снизить размеры фингарантий и дифференцировать их. А вообще все замечания по законопроекту можно разделить на следующие группы: размеры и механизмы финансовых гарантий, формирование понятийного аппарата, взаимоотношение туроператоров и турагентов, переходный период после принятия закона. Все поправки будут рассмотрены в профильном Комитете, но окончательное решение по каждой из них принимается на пленарном заседании Госдумы с участием всех депутатов, где они могут быть вынесены и на отдельное голосование.
Отвечая на вопрос, возможно ли внесение именно в закон каких-либо правил работы турагентств или они будут однозначно приниматься в виде подзаконных актов, Юрий Барзыкин сказал, что эта тема обсуждается рабочей группой в Ростуризме, где готовится положение о работе турагентов, звучит она и в предложениях регионов, которые поступают в Комитет. «Позиция нашего комитета такова: ко второму чтению проект вышеуказанного положения должен быть представлен в Госдуму, чтобы было ясно, какие нормы закрепить в законе, какие в положении», – сказал г-н Барзыкин.
Надежде Назиной был задан крайне актуальный вопрос, касающийся большинства участников туррынка: на каком этапе находится разработка подзаконного акта по работе турагентств? Г-жа Назина пояснила, что в Ростуризме создана рабочая группа по подготовке проекта «Порядка оказания услуг турагентствами». Концепция этого документа была обсуждена на коллегии Ростуризма и принята за основу. В ближайшие дни проект будет опубликован на сайт Ростуризма, и представители турбизнеса смогут вносить свои предложения по его содержанию.
Сергей Шпилько также ответил на ряд вопросов участников он-лайн конференции. В частности, он перечислил основные положения законопроекта, с которыми не согласен Российский союз туриндустрии: попытка навязать участникам рынка с совершенно различными объемами и, следовательно, разной степенью ответственности перед потребителями равные суммы финансовых гарантий, в том числе для туроператоров, работающих на въезд и на выезд; юридическая невнятность самого механизма реализации фингарантий с точки зрения защиты прав потребителей и вообще взаимоотношений в цепочке туроператор – турагент – турист; предлагаемые сроки введения закона в действие; концентрация в руках федерального органа исполнительной власти функций, которые гораздо эффективней могут выполняться органами управления туризма субъектов федерации и через механизмы саморегулирования. «Есть и другие вопросы к законопроекту, - сказал г-н Шпилько. - Но по мере обсуждения его в рабочей группе, образованной при Комитете Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, по части вопросов достигаются компромиссные решения».
У президента РСТ поинтересовались, какие предложения вносит Союз для изменения законопроекта. Сергей Шпилько рассказал, что только по первой статье - «Основные понятия» - РСТ вносит больше десятка поправок, которые в ближайшее время будут опубликованы в RATA-news2. По другим статьям их тоже немало. Например, изначально, на стадии разработки, законопроект предполагал введение закона в действие с момента его опубликования. Сейчас на все формальности после принятия закона туроператорам отводится 90 дней. По мнению Правления РСТ, этот срок должен быть не меньше полугода. Да и того может оказаться недостаточно, если реализация механизма фингарантий потребует принятия профильных подзаконных актов с участием Минфина, Росстрахнадзора, Минэкономразвития, Банка России и т.д. Важно уточнить квалификационные требования к руководителям турфирм, чтобы не отправлять ветеранов турбизнеса за парту и не плодить фиктивные дипломы.
По поводу фингарантий Правлением РСТ было принято решение, что предпочтительной формой является обязательное страхование гражданской ответственности. При этом страховой тариф мог бы рассчитываться в процентном соотношении к стоимости путевки самими страховыми компаниями, но не ниже определенного уровня, установленного для различных видов туризма. Возможно использование и других механизмов. Например, регламентация уставного капитала турфирм. Или комбинация различных механизмов ответственности, как это чаще всего практикуется за рубежом. Но реализация таких предложений требует времени. Во-первых, потому что нужна глубокая проработка темы с участием страховых компаний, чтобы последовательно ответить на вопросы, что является объектом страхования, о страховании каких рисков идет речь, что считать страховым случаем и т.д. Для этого необходимо поднять статистику потребительских конфликтов, просчитать риски. Здесь работы - не на пару месяцев. И, кстати, надо бы разрешить сомнения Правового управления Госдумы РФ относительно неясности правовых оснований обращения туриста к гаранту или страховщику в том случае, если он заключил договор о реализации турпродукта с турагентом или если условия договора не выполнены по вине турагента. Во-вторых, введение обязательного страхования гражданской ответственности в туризме, вероятнее всего, потребует принятия специального закона, на что также понадобится время. На тот случай, если законодатели и во втором чтении поддержат механизм фингарантий, предусмотренный законопроектом, Правление РСТ поручило своим представителям в рабочей группе искать компромисс в отношении снижения сумм фингарантий, дифференциации их для въезда и выезда, а лучше вообще отмены для въездного туризма, увеличения сроков, предусмотренных для вступления закона в силу, большей сбалансированности полномочий региональных органов управления туризмом и т.д.
Отвечая на вопрос, есть ли надежда, что предложения РСТ будут приняты, Сергей Шпилько сказал: «На уровне рабочей группы, созданной в Госдуме, перспективы компромисса по суммам гарантий, разделения ответственности туроператоров, работающих на въезд и выезд, увеличения сроков вступления закона в силу после его принятия просматриваются. По механизму фингарантий идет напряженная работа. Так что надежда есть. А вот как проголосует Дума...». // ratanews2.ru
|
|