9 ноября 2006 г.
Международный туризм по-прежнему растет с завидным постоянством
Международный туризм по-прежнему растет с завидным постоянством. Людей не пугают ни террористы, ни авиакатастрофы, а жажда впечатлений перевешивает чувство самосохранения. По прогнозам Всемирной туристической организации, в уходящем году объемы международного туризма по сравнению с прошлым годом увеличатся на 4,6%. Причины – рост образованности и мобильности людей, а также современный ритм жизни.
За первые 8 месяцев 2006 года число туристов, совершивших поездки за рубеж, по данным Всемирной туристической организации (ВТО), составило 578 млн. человек и почти на 25 млн. превысило прошлогодний показатель. Если же брать относительные характеристики, то, по прогнозам экспертов, в уходящем году масштабы международного туризма увеличатся примерно на 4,6% по сравнению с прошлым.
По мнению авторов доклада, если не произойдет чего-то сверхъестественного, то международный туризм будет развиваться и дальше. По крайней мере, краткосрочные перспективы его развития весьма позитивны. Этому способствует в целом устойчивое состояние мировой экономики и благоприятный, особенно для туристов из Европы и Азии, обменный курс иностранных валют.
Как рассказал президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько, на протяжении последних 20−25 лет ежегодно международный туризм прирастает примерно на 4−5%. Это норма ежегодного прироста. Однако случаются события, способные существенно снизить желание путешествовать. Например, события 11 сентября и эпидемия птичьего гриппа существенно повлияли на темпы роста туризма. «Был, например, Луксорский расстрел, когда спрос на поездки рухнул больше чем на год. Была продолжительная и масштабная реакция», — рассказывает Шпилько. По некоторым оценкам, потери тогда составили около 3 млрд. долларов. В таких случаях помогает только денежная стимуляция, и турфирмы вынуждены снижать цены, чтобы стимулировать реанимацию спроса. «На 2006 год Всемирная туристическая организация прогнозировала три основные угрозы – терроризм, рост цен на авиационное топливо и птичий грипп. Две последние угрозы не сработали», — подводит итоги Сергей Шпилько.
Вообще же, по словам специалиста, на сегодняшний день произошла своеобразная адаптация мирового туристического рынка, и в частности туриста, к наличию форс-мажорных обстоятельств. Люди привыкли, что время от времени где-то что-то взрывается, происходят авиакатастрофы и случаются массовые беспорядки. Порой даже сообщения о происшедших террористических акциях в каком-то регионе совсем незначительно снижают поток туристов. Специалисты считают, что у современного туриста выработался иммунитет, настолько сильный, что погоня за новыми впечатлениями превышает чувство самосохранения.
Вообще же объяснений, почему растет туризм, можно насчитать очень много. У людей растет уровень доходов, они становятся более образованными и мобильными. К тому же желание путешествовать подстегивается ростом стрессовых нагрузок и отдаленностью современного человека от природы: «Нужен более сильный релакс, чем обычные средства снятия стресса. Поэтому люди едут в экстремальные поездки». Так как свободного времени становится все меньше, то использовать его люди предпочитают как можно более эффективно. Именно поэтому активно развивается целевой туризм – отдых с лечением, образовательный туризм, бизнес-туризм. Одним словом, туризм идет по стопам глобализации.
География туризма в последнее время тоже довольна стабильна. По-прежнему самый большой рост интереса, по утверждению специалистов из ВТО, вызывает Африка. За истекший период приток туристов на континент возрос почти на 10%. Лидируют ЮАР, Кения, Мозамбик, Свазиленд и Сейшелы. На втором месте Азиатско-Тихокеанский регион, где за первые 8 месяцев 2006 года побывало на 8,3% туристов больше, чем в 2005 году. К тому же на 4,3% выросло число международных туристов в США. В то же время приток туристов в Канаду и Мексику снизился соответственно на 4 и 3,8%.
Притягательность Африки легко объясняется. «Есть уже сложившиеся старые туристические рынки, а есть относительно молодые, — говорит Шпилько, — поэтому менее изученные и развиваются такими высокими темпами. Средний класс – это ведь активно путешествующий класс. Есть, например, те, кто уже все что мог посмотрел, уже были в Кении, на Занзибаре, но вот на Мадагаскаре не были». Наиболее крупные доноры туристического потока на сегодняшний день – это Китай, Индия и постсоветское пространство.
Что же до Европы, то это старый туристический рынок. По прогнозам экспертов, до конца 2006 года свыше 14 млн новых путешественников посетят Европу. «Там стабильная ситуация и все зависит от курса евро. Сейчас, например, выстреливают страны Восточной Европы, северный туризм. Одним словом, за Европу можно не волноваться», — говорит Шпилько. // expert.ru
|
|