12 декабря 2006 г.
Идеи крымских властей относительно улучшения инфраструктуры региона придется оплачивать отельерам
Крайне скромные результаты последнего летнего сезона вынудили крымских чиновников вплотную заняться решением проблем инфраструктуры региона. Но, несмотря на громкие заявления и амбициозные планы, инвесторы по-прежнему считают полуостров одним из самых сложных для развития гостиничного бизнеса. Ведь оплачивать идеи властей придется именно предпринимателям, что нивелирует «курортные» выгоды полуострова и увеличивает сроки окупаемости пансионатов вдвое.
Нынешний летний сезон оказался неудачным для многих крымских здравниц — по данным туроператоров, поток туристов был ниже обычного как минимум на 20%. Помимо форс-мажорных факторов, в частности, оттока российских туристов из-за антирекламы полуострова в СМИ, эксперты называют и вполне объективные причины. По мнению вице-премьер-министра Крыма Евгения Михайлова, местные отели недополучают прибыль и теряют туристов из-за слабо развитой инфраструктуры полуострова, ярко выраженной сезонности большинства курортов и завышенных цен на услуги. С ним согласна и заместитель генерального директора Palmira Palace Наталия Люблинская. «Схема песок—море уже не работает. Отдыхающим нужен качественный сервис и инфраструктура не только в отеле, но и в самом городе», — говорит она. Поскольку населенные пункты полуострова, как правило, плохо развиты, инвесторам приходится строить гостиницы по принципу мини-городков, где было бы сосредоточено максимум из возможного перечня услуг. Это может повысить первоначальную стоимость проекта в два и более раз. «Мы, к примеру, планировали потратить $4 млн, а на практике вложили $9 млн», — уверяет г-жа Люблинская.
Чиновники утверждают, что намерены способствовать привлечению в регион инвесторов, готовых вкладывать средства в новые отели. В числе наиболее желанных они называют крупные международные сети, такие как Hilton, Mariott, Kempinski, Le Meridien, отметив при этом, что пока переговоров ни с одной из них не ведется. Крымом заинтересовались лишь турки — компания «Эрен ЛТД» заявила о намерении возвести на ЮБК новый пятизвездочный отель на 400 номеров, который будет работать по системе «все включено», а стоимость проживания при этом не превысит $120. В проект планируется вложить $30–40 млн. О том, где именно его построят, в компании не говорят, ссылаясь на то, что сейчас как раз решается земельный вопрос. В то же время инвесторы, которые уже работают на полуострове, испытывают немалые сложности в общении с властями. Вблизи крымские чиновники оказываются далеко не такими доброжелательными, как на расстоянии, и зачастую все их благие намерения остаются просто словами.
Наиболее активно привлекает потенциальных инвесторов Ялта (в прошлом году тут осело свыше 40% крымских инвестиций). Недавно мэр города Сергей Брайко презентовал новые проекты, которые власти планируют выставить на конкурс в течение 2007 г. «Мы намерены сделать курорт круглогодичным, для чего необходимо развивать конференц-направление, спортивный туризм, оздоровительную и развлекательную базу. Но свободной земли осталось не так много, поэтому ее хаотичное использование вряд ли позволит реализовать намеченные планы. Власти решили не ждать инициативы от инвесторов, как это происходит в большинстве крымских городов, а выйти со своим предложением», — поясняет г-н Брайко. Среди представленных им проектов есть, например, строительство гостиничного комплекса на 120 мест уровня 3–4* в жилой части Ялты (0,8 га — $8 млн.), двух отелей такого же уровня в районе бывшего пивзавода ($5 млн. каждый), двух мотелей-кемпингов (участки 0,5 и 0,6 га, вложения — $1 млн. в отель). Компаниям предлагают также реконструировать городские рынки в торгово-развлекательные центры с гостиницей и выставочным комплексом ($25 млн.), построить несколько многоярусных автостоянок ($3,5 млн) и новое здание больницы. В последнем случае в качестве возмещения инвестор получит 2 га земли в Ливадии для строительства отеля и спортивно-оздоровительного комплекса.
Сейчас крымское ООО «Спектраль» возводит в Ялте первый в Крыму крытый аквапарк, который, по словам его директора Владимира Зеличенко, займет площадь в 12 тыс. кв. м и, помимо зоны водных развлечений, будет включать несколько кинотеатров, боулинг-клуб, детскую площадку, рестораны и пр. Застройщик планирует вложить в проект порядка $15 млн. ООО «Респектсервис», по сообщению его директора Олега Немировского, ведет реконструкцию дома отдыха им. Горького в элитный рекреационный комплекс Respect Hall, который начнет работать уже будущим летом.
Ставку на частный капитал делают власти и менее именитых курортов. Например, депутаты поселкового совета Орджоникидзе вблизи Феодосии ищут инвестора, который бы согласился вложить средства в строительство рекреационного центра, включающего гольф-клуб, амфитеатр и конно-спортивную базу. Ориентировочно это может стоить $100 млн., еще 22 млн. грн. затребовали местные чиновники «на развитие» поселка.
Оплата развития населенных пунктов инвесторами, желающими построить на их землях отели, в Крыму уже стала традиционной. Во многих городах чиновники не стесняются даже вписывать этот пункт в договор о сотрудничестве с компанией. Причем размеры «добровольного взноса» постоянно растут и сейчас достигают 25% от стоимости проекта. Аргументируя свою позицию, например, алуштинские чиновники утверждают, что отели платят городу за предоставленные ранее налоговые льготы. Однако таковые действовали на всей территории Крыма до весны прошлого года в рамках государственного проекта развития туризма на полуострове. Президент Банка НРБ Вячеслав Юткин говорит, что после отмены льготного режима в АРК требования властей носят скорее декларативный характер и не имеют под собой реальной юридической силы. Но чиновники находят новые способы заставить инвесторов идти на непредвиденные траты. В качестве иллюстрации г-н Юткин приводит пример Севастополя, руководство которого выставило на конкурс проект строительства 4* гостиницы, оговорив, что будущий инвестор должен наперед уплатить 2 млн. грн. на реконструкцию Театра им. Луначарского, передать часть отеля территориальной общине и выделить 12,5% от стоимости проекта на развитие городской инфраструктуры.
Однако сколько бы ни платили инвесторы местным властям, особых улучшений пока не видно. «К примеру, Алушта по-прежнему остается городом-базаром с плохими дорогами и коммуникациями. Хотя чиновники неоднократно декларировали намерения заняться улучшением городской инфраструктуры, в конкретные проекты это не вылилось. Инвесторы готовы помогать развитию региона, но это должны быть оправданные и целенаправленные затраты», — считает председатель административного совета ООО «Кронос» (гостиничный комплекс «Крымская Ривьера») Виктория Щербак. По ее словам, к следующему сезону в городе планируют благоустроить набережную. Профинансируют этот проект компании, построившие в городе отели класса люкс («Кронос», НРБ — «Море», «Итера» — «Рабочий уголок»). Вячеслав Юткин рассказывает, что они сами выступили инициаторами модернизации. «Наша компания проведет реконструкцию 500 м набережной, на которую мы готовы потратить порядка $1 млн.
Городские власти успели сообщить о том, что выделено $6 млн, и сейчас пытаются убедить нас отремонтировать еще и коллектор, проходящий под набережной. $6 млн. — это приблизительно валовой доход пансионата «Море» за сезон. Чистая прибыль намного скромнее — не более 2 млн. грн.», — информирует он. Усилия инвесторов могут быть сведены на нет, так как чиновники не спешат убрать с набережной многочисленных торговцев, портящих ее внешний вид. Злые языки говорят, что каждый лоток «кормит» кого-то из местных функционеров.
Из-за проблем с властями задерживается и начало строительства второй очереди гостиничного комплекса «Крымская Ривьера». Помимо новых номеров, здесь планируется соорудить огромный развлекательный центр с казино и кинотеатром. В течение ближайших лет в этом городе намечается реализовать также масштабный проект, предусматривающий строительство на участке в 1,3 га туристического комплекса «Алушта-марина» с закрытой гаванью для приема и стоянки яхт и катеров. В нем будет яхт-клуб, отель, рестораны. Проект разрабатывает харьковская строительная компания «Макрокап Девелопмент Украина», ориентировочная стоимость — $20 млн. Как скоро эти заведения смогут открыть свои двери перед первыми гостями, во многом зависит от тех, кто отвечает за развитие города.
Пока неоднозначные отношения с крымскими властями, дороговизна местной земли и кадровые проблемы, позволяют отельерам характеризовать регион как один из самых сложных для ведения бизнеса. «Если в развитых странах сроки окупаемости отеля составляют 7–10 лет, то у нас благодаря именно местной специфике они доходят до 25 лет», — подытоживает Виктория Щербак. // dsnews2.com.ua
|
|