16 января 2007 г.
Пресс-конференция: «Новый закон о туристической деятельности: забота о потребителе или беспрецедентный лоббизм?»
Сегодня, 16 января, состоялась пресс-конференция на тему «Новый закон о туристической деятельности: забота о потребителе или беспрецедентный лоббизм?», где обсуждалась ситуация, сложившаяся вокруг законопроекта «Об основах туристической деятельности в РФ», который будет рассмотрен 17 января депутатами Госдумы РФ.
Еще раньше этот документ вызывал серьезные дискуссии в нижней палате парламента и волну протеста среди региональных туроператоров.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Олег Смолин отметил, что история с законопроектом развенчала как минимум два мифа. Во-первых, миф о том, что разрабатываемый законопроект поддерживает интересы малого и среднего турбизнеса, и, во-вторых, что закон направлен на защиту прав потребителя.
О.Смолин подчеркнул, что, несмотря на возражения регионов и многих крупных политических деятелей, госдума вопреки рекомендациям Администрации Президента РФ рассматривает этот закон. По его убеждению, предлагаемые фингарантии приведут к сокращению количества предлагаемых туристических услуг, их удорожанию, никак не удовлетворят интересы потребителя и монополизируют туристический рынок. О.Смолин выразил надежду, что принятие этого закона все-таки удастся приостановить.
В свою очередь депутат Государственной думы РФ, сопредседатель Республиканской партии России Владимир Рыжков отметил некорректность некоторых ключевых формулировок закона. В частности, по его словам, неверно сформулированы виды туроператорской деятельности (въездной, выездной и внутренний туризм). Он также убежден, что, лоббируя этот закон, крупные туроператоры хотят убрать с рынка малые и средние компании.
По словам В.Рыжкова, против закона выступают крупнейшие туристические регионы России: Москва, Санкт-Петербург, Республики Бурятия и Алтай, Калининградская, Камчатская и Иркутская области, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края. «Только туристические агентства, связанные с крупным бизнесом, проталкивают этот закон», - подчеркнул В.Рыжков.
Кроме того, депутат сообщил, что на российском туристическом рынке сложился значительный дисбаланс между въездным и выездным видами туризма. По его словам, российские туристы вывозят за рубеж порядка $11-12 млрд., а иностранные туристы, приезжающие на отдых в Россию, ввозят всего $3-4 млрд., и, следовательно, данный закон никак не защищает иностранных туристов от рисков.
По мнению В.Рыжкова, принятие закона вынудит уйти с рынка многие малые фирмы, занимающиеся иностранными туристами, и будет способствовать удорожанию туруслуг. Введение же единого реестра туроператоров создаст для предприятий сложности с регистрацией. По прогнозам В.Рыжкова, скорее всего этот законопроект будет принят, и летом 2007 года до половины малых и средних туроператоров «уйдут в тень». «Это один из самых антиобщественных законов», - считает он.
Сергей Шпилько, президент Российского союза туриндустрии, подчеркнул, что подавляющая часть бизнеса выступает за фингарантии как механизм защиты прав потребителя, но против того, в какой форме их предлагается вводить в России. По его словам, в России учтен не положительный мировой опыт, например, стран Евросоюза, а за основу взят опыт Украины. Однако в Украине за гарантию с туроператора в пересчете на российские деньги взимается не 10 млн. рублей, а всего 700 тыс. рублей.
С.Шпилько по-прежнему считает ошибочным установление одинакового размера фингарантий для крупного и малого туристического бизнеса. Также он считает некорректным требовать с туроператора подтверждения фингарантии на следующий год за три месяца до окончания текущего срока ее действия: таким образом, получается, что за первый год работы туроператор вынужден дважды оплатить фингарантию.
Глава РСТ предложил доработать законопроект с учетом мирового опыта, ввести минимальные суммы фингарантий – 3 млн. рублей для туроператоров, занимающихся выездным туризмом, 0 – для въездного туризма и 1 млн. рублей – для внутреннего туризма. «Главное – чтобы победил здравый смысл, и были защищены права потребителя», – резюмировал С.Шпилько.
По словам председателя Комитета по туризму Московской ассоциации предпринимателей Марины Саушкиной, «закон аморальный» прежде всему потому, что он разрушает малый и средний туристический бизнес в регионах». В заключение она отметила, что, выступая против принятия законопроекта, «мы не противопоставляем себя крупному бизнесу, уважаем его достижения». По ее мнению, сложившаяся критическая ситуация с законом дала два положительных результата: объединилась российская туристическая отрасль и Москва получила статус борца за потребителя и малый и средний бизнес.
|
|