1 апреля 2005 г.
Рейтинг «50 крупнейших туроператоров России»
Темпам роста туристического рынка могут позавидовать многие отрасли российской экономики. Об этом свидетельствуют данные третьего ежегодного рейтинга «50 крупнейших туроператоров России», который подготовили совместно газеты «Коммерсантъ» и «Туринфо».
По сравнению с 2003 годом в 2004 году суммарный оборот 50 крупнейших турфирм России вырос на 66,7%, достигнув отметки в $1,899 млрд. В первой десятке туроператоров произошли самые заметные изменения. Они вызваны тем, что в этом году в анкетировании впервые приняли участие так называемые «турецкие» туроператоры. Основанные гражданами Турции в середине 90-х годов, эти фирмы сегодня занимают лидирующие позиции на направлении, обслуживая значительную часть отдыхающих в Турции россиян. Показанные ими объемы подтверждают предположения о том, что группа «турецких» туроператоров контролирует значительную часть российского рынка выездного туризма. Появление туроператоров со столь значительными объемами заставило потесниться других участников рейтинга, традиционно занимавших в нем верхние строчки.
Рост, который в минувшем году показали компании, вошедшие в число 50 крупнейших отечественных туроператоров, не идет ни в какое сравнение с увеличением числа выехавших за рубеж российских туристов. По данным Росстата, в 2004 году за границу с туристическими целями выехали 6,55 млн. россиян, что на 15,47% больше, чем годом раньше. Между тем обороты десятки крупнейших турфирм увеличились почти в полтора раза на 44,7%, с $0,77 млрд. до $1,13 млрд. В среднем же в 2004 году в пересчете на одну компанию участники рейтинга показали 40%70% рост объемов. Так, более чем в три раза стало больше и компаний, бизнес которых перешагнул 100-миллионную отметку. В прошлом году таких фирм было всего две, а в этом уже семь. Впрочем, эта цифра могла быть и выше, участвуй в рейтинге больше туроператоров второго эшелона. К примеру, по данным «Туринфо», в Москве работает порядка 40 туроператорских фирм, отправляющих туристов на отдых за границу, которые до сих пор отказываются заполнять анкеты по финансовому обороту. Большинство из них в неофициальных разговорах признаются, что просто не хотят раскрывать показатели своей работы, так как до сих пор ведут черную бухгалтерию. Между тем, по оценкам экспертов туррынка, выручка каждой из этих компаний составляет минимум $10 млн. Таким образом, можно предположить, что с учетом их доходов, которые оцениваются примерно в $500 млн., обороты российского турбизнеса в 2004 году превысили двухмиллиардную отметку.
Динамика роста лидеров туррынка за последние 3 года способна вызвать недоумение. Обороты большинства компаний, входящих в десятку лидеров, по сравнению с 2002 годом выросли более чем вдвое. Можно найти два объяснения столь бурному росту фирм, работающих на давно сложившемся рынке. Первое, ситуация обусловлена процессами концентрации туристического бизнеса в России, которые в последние 34 года стремительно набирают силу. Отрыв мелких и средних фирм от лидеров рынка становится все более заметным. Второе, крупные фирмы отказываются от «серых» схем работы, легализируя свои доходы. Также данные рейтинга свидетельствуют, что значительная часть российского турбизнеса по-прежнему сосредоточена в Москве. Здесь работают 29 из 50 участников рейтинга. На столичные турфирмы приходится 74,9% суммарного оборота 50 крупнейших туроператоров страны $1,4 млрд. Для сравнения, в рейтинге участвуют лишь 3 турфирмы из Санкт-Петербурга, а их доля в общем обороте составляет $170 млн., т. е. 8,9%. Как и в прошлом году, основным источником дохода российских турфирм является отправка россиян на отдых за рубеж. Именно на этот вид туризма приходится минимум 70% бизнеса участников рейтинга более $1,3 млрд. На въездном туризме в Россию зарабатывают всего три туроператора: ВАО «Интурист» (5-е место в рейтинге), «Приморское агентство авиационных компаний» (9-е место) и «Академсервис» (13-е место). Туроператоры, занимающиеся внутренним туризмом, участвовать в рейтинге в этом году в очередной раз отказались. //RATAnews2.ru
|
|