15 марта 2006 г.
В гостиницах Москвы мест нет и не будет
Массовый снос морально устаревших отелей и низкие темпы нового строительства в Москве привели к возникновению дефицита гостиничных номеров и стремительному росту их стоимости.
«Это просто кошмар» — так отзываются о московском гостиничном рынке зарубежные туристы. Они сетуют, что в последнее время им попросту негде переночевать. Мало того, что цены на самые востребованные гостиницы среднего класса (три и четыре звезды) в полтора-два раза выше европейских, так еще и снять номер без предварительного бронирования невозможно. В некоторых случаях даже крупнейшие туристические операторы вынуждены отказывать своим клиентам в размещении. Дефицит гостиничных номеров и безудержный рост цен представители туристических компаний называют одной из главных причин спада въездного туризма. По официальной статистике, в прошлом году турпоток из-за рубежа снизился более чем на 16%, а по экспертным оценкам — на все 25%.
По данным компании Deloitte, в прошлом году средние цены на гостиницы верхнего сегмента в Москве выросли на 31% и составили порядка 226 долларов. В сегменте гостиниц среднего и бюджетного класса цена номера, по данным Colliers International, составила около 110 долларов. Впрочем, это еще не предел. В этом году некоторые московские гостиницы хотят продавать свои услуги вдвое дороже.
Даже в гостиницах, которые удалены от центра города, среднегодовая загрузка была близка к 70-процентной. «В прошлом году заполняемость гостиничного комплекса «Шереметьево-2» составляла в среднем 85 процентов, тогда как год назад загрузка не превышала 50 процентов, — рассказывает директор по стратегическому развитию этого отеля Нателла Климова. — А во время проведения крупных выставок и конференций загрузка зашкаливала за 115─130 процентов: если люди занимали номер не полные сутки, то мы успевали продать его дважды». По словам менеджера по маркетингу «Swissotel Красные Холмы» Натальи Захарьевой, средняя загрузка гостиницы выросла с 20% на момент открытия в июле прошлого года до 70% в марте.
Казалось бы, такая фантастически благоприятная конъюнктура должна побудить инвесторов к массовому строительству новых отелей. Грубые подсчеты показывают, что гостиничные метры сулят хозяевам баснословную прибыль, не сравнимую с доходностью других объектов коммерческой недвижимости. Почему же в таком случае инвесторы не спешат осваивать дефицитную нишу? Ведь, смешно сказать, в прошлом году на столичном рынке появилось всего лишь пять крупных гостиниц примерно на 1100 номеров — всего 3,2% от всего номерного фонда столицы. Это, конечно, много лучше, чем в 2004 году, но все равно явно недостаточно, чтобы приблизиться к европейским показателям обеспеченности отелями.
По мнению экспертов, своим замедленным развитием гостиничный рынок обязан прежде всего городским чиновникам, которые не предпринимают никаких шагов для насыщения городского рынка земельными участками, пригодными под строительство отелей. Из-за дефицита земли цены на площадки таковы, что ставят под сомнение целесообразность строительства в пределах МКАД даже дорогих гостиниц, не говоря уже об отелях класса «три звезды». Неудивительно, что при таком раскладе большинство инвесторов отдают предпочтение менее хлопотным проектам — строительству офисных и торговых центров.
Сети, которые в мире позиционируют свои гостиницы как трехзвездочные, в Москве продают аналогичные номера по цене пяти звезд, вместо качественных преобразований усердно пуская постояльцам пыль в глаза.
Даже при самом благоприятном развитии ситуации рынок придет к равновесному состоянию не ранее 2010 года. До этого времени спрос будет превышать предложение, а цены будут расти, заключают эксперты.
По мнению специалистов, в конечном счете все решит то, в каком объеме будет появляться на рынке новое предложение и как будет вести себя потребитель. «В условиях, когда туристу не удается получить услугу, которая нужна ему сейчас, он может отложить поездку, а может просто найти субститут, — говорит г-жа Смирнова. — Например, выйти на рынок арендного жилья. Уже сейчас около 50 процентов бизнес-туристов в Москве останавливаются не в гостиницах, а на съемных квартирах. По мере адаптации к рынку люди находят альтернативное предложение. Конечно, иностранец, который первый раз приехал в Москву, не будет снимать квартиру — слишком рискованно. Но после того как он десять раз здесь побывал и несколько раз заплатил за более дорогой номер в отеле — почему бы и нет?»
А поскольку сейчас предложение сдаваемых в аренду квартир в избытке, на какое-то время они могут стать альтернативой гостиничному бизнесу. Тем более что, в отличие от гостиниц, этот рынок движется навстречу потребителю. // prohotel.ru
|
|