15 мая 2006 г.
Основные цели и задачи развития туризма в России
В последнее время в России часто стали возникать вопросы, касающиеся обеспечения и защиты прав туристов и субъектов туристической деятельности. Все чаще стали возникать непредвиденные ситуации, дающие понять, что участники правоотношений в сфере туризма нуждаются в дополнительной правовой защите и механизмах ее реализации.
Поэтому особенно пристальное внимание привлекают к себе приоритеты государственной политики в области туризма и туристической деятельности, а также задачи, которые ставятся перед Федеральным агентством по туризму в установленной сфере регулирования, в том числе в области внутреннего туризма, качества оказания туристических услуг. Какие перспективы есть у России в области туристической деятельности? Какие изменения ожидают участников рынка туристических услуг? Как они отразятся на развитии туристической деятельности в Российской Федерации? На эти и другие актуальные вопросы ответит Натэла Отаровна.
Какая роль возложена государством на Федеральное агентство по туризму?
Федеральное агентство по туризму было образовано в конце ноября прошлого года. Впервые с советских времен в нашей стране появилась самостоятельная структура, руководимая Правительством РФ. И, соответственно, функции, которые возложены на Федеральное агентство по туризму, это функции проведения государственной политики в области туризма, это нормативно-правовое регулирование и это предоставление, оказание государственных услуг, а также управление федеральным имуществом. Вот основные функции.
Многих раздражают туристические формальности при оформлении виз. Ведется ли какая-нибудь работа по упрощению формальностей, связанных с оформлением документов для туристов?
Нас тоже раздражают многие туристические формальности. Но тут надо разграничить, какие именно формальности. Вы имеете в виду оформление виз, каких виз? Зарубежных виз или виз в нашу страну? Я думаю, что наших граждан раздражают порядки оформления виз в другие страны. Хочу сказать, что здесь не так уж все и плохо в последнее время. Вы знаете, что сейчас действуют единые правила по странам Шенгенского соглашения, соответственно визы там выдаются в течение двух дней и стоят 35 евро. Здесь ситуация как раз не такая плохая. Единственное, бывают сложности, связанные с выдачей виз перед праздниками. Например, перед Новым годом, перед майскими праздниками или, например, в начале летнего сезона. Но сейчас мы очень плотно работаем с зарубежными представительствами, консульствами зарубежных стран. Соответственно, они выделяют дополнительных сотрудников. Все заинтересованы в нашем рынке, поэтому вопросы решаются легко, у нас сейчас фактически нет никаких проблем. Поэтому если трудности возникали раньше, то сейчас их практически нет. Как вы понимаете, клиенты подают документы в туристские фирмы, а туристские фирмы в консульства. Так вот у нас почти нет жалоб на консульства. Если возникают какие-то единичные проблемы, то мы моментально их решаем. Что касается въездного туризма иностранных туристов в нашу страну, то здесь у иностранных туристов есть очень большие нарекания, и не только у туристов, но и у зарубежных партнеров турфирм. У нас есть несколько крупных компаний, которые работают на въезд в нашу страну. Как вы понимаете, что прежде всего мы заинтересованы в том, чтобы к нам сюда приезжали и чтобы наши люди отдыхали тоже у нас. Соответственно, тут у нас картина совершенно иная. Мы дали сравнительный анализ ситуации с выдачей виз в зарубежные страны и параллельно выдачи виз в нашу страну за рубежом. Разница огромная. Во-первых, она заключается в длительности выдачи таких виз. Во-вторых, в стоимости таких виз. К сожалению, насколько я знаю, стоимость визы дифференцирована только в нашей стране. Россия теперь может быть даже единственная в мире страна, где существует понятие срочности визы. То есть если вы хотите получить визу за два дня, то вы должны заплатить в пять раз больше, чем вы бы заплатили, если бы вам выдали ее в течение двух недель. И, к сожалению, эта практика продолжается. Мы дали соответствующий анализ Председателю Правительства РФ, и он направил поручение нам, МИДу и Минфину дать свои предложения. Мы, соответственно, будем настаивать на том, чтобы было убрано понятие срочности визы, а саму визу выдавали в более короткие сроки и за меньшую.
Как бы Вы определили основные цели и задачи развития туризма в России?
Это достаточно широкий вопрос. И если кратко говорить о цели, то это создание конкурентоспособного рынка. Сейчас на международном рынке существует жесточайшая конкуренция. Страны действуют агрессивно, привлекая к себе туристов рекламой. Поэтому, как вы понимаете, в нашей стране «медом не намазано», хотя у нее ресурсы огромные и большие возможности. У нас существуют недостатки, которые устранимы, но не в один день. Это зависит от общей социально-политической ситуации в нашей стране и экономической ситуации, прежде всего. Положение небезнадежное. Поэтому главное - это создание конкурентоспособного рынка. Что для этого нужно сделать, какие задачи для этого нужно выполнить? Прежде всего, для этого необходимо продвигать наш туристский продукт на внутреннем и международном рынке. Это делается посредством рекламы, информации. Мы сейчас очень активно этим занимаемся. Как вы понимаете, турфирмы рекламируют только свой турпродукт, себя, свои направления. Мы должны создавать имидж нашей страны, рекламировать себя как страну, благоприятную для развития туризма. Такая реклама ведется. Я надеюсь на то, что бюджетные средства на рекламу, на продвижение туризма в следующем году будут увеличены. Сейчас мы даем рекламу, выступая на крупнейших международных выставках, мы даем рекламу в средствах массовой информации за рубежом, в журналах, газетах, мы даем рекламу и здесь у нас. Кстати, здесь недалеко Университетский проспект и улица Коперника. Я совсем недавно видела большой биллборд, на котором написано «Отдыхайте в России» и «Федеральное агентство по туризму». Это одна из тех рекламных акций. Во многих местах в Москве это уже есть, мы постоянно даем информацию о возможностях отдыха у нас в стране. Вторая задача, конечно же, это развитие инфраструктуры, развитие и гостиниц, и других средств размещения. Происходит создание условий для привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры. Потому что это не только гостиницы, это и объекты показа, это и развлечения, это и рестораны, и все остальное. Туризм - это фактически межотраслевой комплекс, поэтому очень многое зависит от развития смежных сфер деятельности. И, соответственно, наша деятельность направлена на создание условий для развития инфраструктуры. Кстати, сейчас наблюдается во многих регионах, особенно на юге России, бум гостиничного строительства. Как вы знаете, у нас сейчас в стране бум ресторанного бизнеса. И, в общем-то, все двигается. Что касается третьей задачи, то сюда я отнесла бы повышение качества услуг. Конечно, качество услуг у нас достаточно низкого уровня, прежде всего качество обслуживания в гостиницах. Самая большая проблема, как всегда, оказывается в кадрах, поэтому подготовка кадров - это тоже чрезвычайно важная вещь, и мы стараемся вместе с Министерством образования и науки, с Федеральным агентством по образованию работать именно в этом направлении. Это очень трудно, потому что сразу добиться нужного уровня сложно.
Планируется ли создавать новые учебные заведения «туристического» профиля под эгидой Федерального агентства по туризму?
У нас и старых-то нет под эгидой, у нас новое агентство, но мы, тем не менее, хотим. Мы сейчас рассматриваем возможности о создании профильного учебного заведения при Федеральном агентстве по туризму. У нас было письмо от директора Института туризма и гостеприимства, это филиал МГУСа, с которым действительно много лет сотрудничает и бизнес, институт, который может стать базовым, потому что он достаточно сильный. Вот сейчас мы проводим переговоры с Министерством образования по поводу передачи этого института в наше ведение. Почему мы это хотим сделать? Мы хотим сделать это потому, что тогда у нас будет базовая школа, с которой будет связан бизнес и которая будет, кстати, иметь связи с другими учебными заведениями как методический координационный учебный центр. Практически нет учебников. Когда появляется что-то типа «Маркетинг туризма» Котлера, то это просто бестселлер, а на самом деле это совсем не самый лучший учебник.
Близится сезон отпусков, и хотелось бы услышать компетентное мнение о степени готовности к этому наших мест отдыха. Имеются в виду места отдыха на территории России.
Я думаю, что в значительной степени уже все готово. В нашей стране благоприятное время для туризма слишком небольшое, в основном три летних месяца. И эти три месяца - тот период, когда санатории, дома отдыха, гостиницы, пансионаты зарабатывают. Поэтому, естественно, они готовы, сейчас к этому относятся серьезно. На юге России, в Краснодарском крае, в частности, к этому относятся очень серьезно. Недавно мои сотрудники были в командировке в Геленджике, мы там устраиваем в сентябре крупное совещание по курортному и гостиничному бизнесу. Геленджик сейчас чистый и прекрасный, не зря он получил за благоустройство премию от Минэкономразвития в прошлом году. Действительно, курорт не хуже болгарского. Мы готовы, в значительной степени готовы. // Туризм в России
|
|