23 мая 2006 г.
Международный фестиваль музеев засыпал Владивосток развлечениями
Впервые во Владивостоке массовое мероприятие в субботний вечер было в прямом смысле слова культурным. Тысячи горожан приобщились к европейскому фестивалю «Ночь музеев», который проводился по инициативе министерства культуры и коммуникации Франции.
Залы государственного музея имени В. К. Арсеньева, галерей «Арка» и PORTMAY были до отказа забиты веселой и трезвой публикой, которая имела редчайшую возможность увидеть сразу несколько интересных экспозиций и выступлений.
Щедрая программа фестиваля представила более двух десятков акций, которые столь же широко различались между собой по темам и качеству художественного исполнения. Кого здесь только не было! Цыгане со своим мохнатым шмелем и европоцентричные фотографы со своим камерным кинематографом, никому не известные джазовые музыканты, ищущие признания, и мэтры абстрактной живописи, уставшие от славы, голые молодые женщины, расписанные яркими красками, и гениальные поэтессы, украшенные тенью своего серого пегаса, юные предприниматели, строящие дома на песке, и удэгейцы, танцующие под диско, сонные кошки и бодро дефилирующие студентки. Одним словом, ночь пылала.
Главным центром фестиваля была «Свободно лежащая» - персональная выставка патриарха дальневосточного авангардного искусства Виктора Федорова в галерее PORTMAY. Автор представлял свои работы лично. Экспозиция посвящена любимым темам художника - океану, женщине и небу, которые соединяются в его работах в необычных, выразительных образах, полных мифического величия и глубины. Как заметила одна художница, каждой картине Федорова нужно посвящать отдельную экспозицию. Потому что «глаза разбегаются от такого изобилия». На фоне лаконичных композиций Федорова сердца посетителей жгла приморская поэзия. В кругу художников были известные читателям талантливые авторы - Татьяна Зима, Кира Фрегер, Алексей Сидоров, Елена Васильева и др.
В это время на улице горел настоящий костер, вокруг которого плясали театральные цыгане. Послушав песню о «родстве бродячей души», зеваки попадали в галерею «Арка», которая демонстрировала проект Глеба Телешова «Вечный город. Путешествие во времени». Вот, что по поводу «бродячего родства» рассказал автор, именитый фотограф и участник нескольких международных кинофестивалей: «Фотографии сделаны не только в Риме, мой «вечный город» распространяется скорее на всю Италию. «Путешествие во времени» - существование вне его.
Как это возможно? Живя некоторое время в Риме, достаточное, для того чтобы повседневность вытеснила восторг туриста, праздно слоняясь по улицам или фотографируя что-нибудь, начинаешь осознавать, что ты погружаешься в другое время, я бы сказал, в безвременье, поскольку вот этой стене 3000 лет, этому мосту - 1500, а этому собору - 1800, и все они существуют вопреки времени и будут существовать дальше. Второй аспект выставки - технический. Мне захотелось показать традиционную черно-белую фотографию, о которой, к сожалению, многие молодые люди не имеют представления... Надеюсь, мой субъективный взгляд на реальность вызовет у зрителя интерес к собственной реальности».
Параллельно показу улиц Рима, Помпей и Неаполя, в этнографическом зале музея им. Арсеньева экспонировалась реальность метафизическая. После угощения зрителей удэгейскими пельменями, начались камлания. Для начала юноши и девушки из ансамбля «Бонго», наряженные в народные костюмы, сплясали пару сексуальных танцев. Затем вышла пожилая шаманка, раскурила багульник (этнический галлюциноген) и помолилась за всех присутствующих удэгейским богам. Потом взяла бубен и начала танцевать под звуки кункая и невероятно курьезную фонограмму, чуть ли не под «Модерн Токинг».
К сожалению, вынести такую эклектику было трудно даже искушенному зрителю. Так что основные потоки людей, путешествующих по залам музея, были сконцентрированы на двух направлениях: в зубном кабинете столетней давности и на джазовом концерте. Между ними можно было посмотреть на нагих девушек, расписанных в стиле боди-арт, и почему-то с очень пышными начесами на голове. И полюбоваться на стройных девушек из ВГУЭС, показывающих очередные достижения студенческой моды, которая, как всегда, неприятно обращала на себя внимание дешевизной тканей.
Пара художественных проектов начинающих творцов Владивостока, хотя и выглядела не столь интригующе на фоне этнографии и моды, зато привлекала новизной состава участников. Студенты и учащиеся колледжа ВГУЭС попробовали превратить музейный зал в подводный мир. Для этого они сделали большие картонные макеты рыб, развесили их по залу и назвали выставку «И вы Кусто», посвятив ее французскому исследователю и путешественнику, который бывал когда-то во Владивостоке.
Этажом ниже Центр корпоративного предпринимательства Владивостока рассыпал горки песка, пытаясь то ли взять под сомнение библейские строительные принципы, то ли под видом музейного проекта рекламировать реконструкцию Спортивной гавани.
Истоки России - настоящей, целомудренной и единой - в музее представляла, наверное, только выставка «Славянский дом» и ансамбль народной музыки «Традиция» со своими сарафанами, хороводами и балалайками.
В целом «Ночь музеев» прошла во Владивостоке на удивление массово и очень спокойно и благополучно. Впрочем, так же, как и в других городах России и Европы, где это международное событие пользуется большим успехом. Акция для Европы имеет особое значение, поскольку связана с развитием культуры и экономики, ориентированной на туризм. Если раньше в нашей стране подобные проекты осуществляли лишь Эрмитаж, Русский музей и музейный комплекс в Красноярске, то сегодня география фестиваля значительно расширилась.
В прошлом году к акции присоединились музеи Саратова, Казани, Перми и других российских городов. В нынешнем - Владивосток. И, судя по всему, у «Ночи музеев» здесь хорошие перспективы. Спасибо организаторам: Приморскому государственному музею им. В. К. Арсеньева, галерее современного искусства «Арка», галерее PORTMAY и Приморскому отделению Союза Художников России. // novosti.vl.ru
|
|