18 августа 2006 г.
Сколько стоит спасти туриста
Активный (или, как говорят в других странах, приключенческий) туризм, в том числе горный, в России становится все более популярным.
Это связано и с ростом благосостояния людей, и с модой на «опасные» виды спорта, позволяющие испытать недостающие в повседневной жизни острые ощущения, и с определенной пресыщенностью людей традиционным туризмом экскурсионно-пляжного типа.
При этом все чаще в горные походы и на восхождения отправляются не только прошедшие подготовку спортсмены, но и любители, с большим спортом никак не связанные. Достаточно найти турфирму, которая предложит маршрут и предоставит инструктора, либо просто группу таких же энтузиастов с большей или меньшей степенью подготовки, раздобыть необходимое снаряжение, запастись продуктами и - вперед.
Однако желание почувствовать опасность зачастую не означает готовность с ней встретиться: среди причин несчастных случаев в горах одна из наиболее распространенных - недостаточная подготовка и недисциплинированность. Иными словами, любители горной романтики не всегда умеют позаботиться о собственной безопасности.
Конечно, от трагедии не застрахованы и профессионалы. «Горы всегда таят в себе опасность, - говорят опытные альпинисты. - Хотим мы этого или нет, горы всегда будут оставаться для человека чем-то чужим, созданным не для его существования...» Но именно желание почувствовать собственную уязвимость - один из мотивов, подвигающих людей на поход в горы.
В России, где возможности для активного отдыха поистине необъятны (у любителей горного спорта популярны Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Краснодарский и Ставропольский края, Мурманская область, Алтай, Хибины и другие горные районы России), вопрос безопасности любителей экстрима стоит особенно остро. И, как выясняется, практически никак не решается.
Возникновение организованной индустрии горных путешествий на Кавказе в начале XX века породило профессии проводников, наблюдателей, спасателей для обслуживания туристов. Возникла необходимость прокладывания троп, строительства приютов и хижин вдоль туристских маршрутов, напоминают мастер спорта по альпинизму, спасатель международного класса С. Егорин и чемпион СССР по альпинизму 1966 г. Б. Лунёв.
Развитие массовости в альпинизме и горном туризме, естественно, сопровождалось несчастными случаями. Для их предупреждения и профилактики в 1958 г. были созданы постоянно действующие альпинистские Контрольно-спасательные пункты - КСП. Работа КСП заключалась, главным образом, в координации и руководстве действиями спасательных отрядов альплагерей (состоящих из самих же альпинистов). Еще через 15 лет была образована система туристских Контрольно-спасательных служб - КСС. Система КСП помогла упорядочить выпуск альпинистских групп на восхождения. Все группы на восхождениях имели радиосвязь (5 сеансов в день, плюс аварийное и контрольное прослушивания), группы наблюдения и взаимодействия. В случае крупных аварий КСП имело право организовать и привлекать на спасательные работы любых спортсменов из альплагерей. Уже в это время «головной болью» спасательных служб становятся так называемые «дикари» - люди, чьи горные «вылазки» никем не контролировались. Впрочем, более или менее успешно с обеспечением безопасности туристов КСС справлялась.
С развалом СССР в области горного туризма, как и во многих других, воцарился полный хаос.
Работа спасателей МЧС стала существенно отличаться от работы спасателей в СССР, отмечают Егорин и Лунёв. Во-первых, акцент был перенесен с профилактики несчастных случаев на собственно спасение. В 90-х впервые в перечне профессий появилось слово «спасатель». Во-вторых, от спасателей стали требоваться универсальные навыки: сегодня профессионалов МЧС, специализирующихся на работе в горах, практически не готовят. Некоторые субъекты Федерации ведут работу по подготовке профессионалов этого профиля, однако на федеральном уровне подобной задачи не стоит. В итоге складывается такая ситуация, что «не везде физически успевают быть спасатели, не на всех ЧС оказать помощь», говорят специалисты.
Кроме того, МЧС не может «не пустить» любителей экстрима на опасный маршрут и контролем деятельности турагентств не занимается. «Мы за них не отвечаем», - сказали в пресс-службе ведомства. На вопрос: «Кто отвечает?» - специалисты отвечают одинаково: «Никто».
Туристам, отправляющимся в горы, как поясняют в пресс-службе МЧС, лишь «рекомендуется» зарегистрироваться в поисково-спасательных формированиях ведомства, однако закона, обязывающего их это делать, не существует. И хотя министерство никогда не отказывает в помощи ни своим, ни иностранным гражданам, возможности эту помощь оказать у спасателей объективно не велики. Как правило, сообщить о несчастном случае у туристов просто нет возможности
.
По мнению Минделевича, работу спасателей, вынужденных порой неделями разыскивать пропавших без вести туристов или альпинистов, могло бы значительно облегчить распространение переносных буев международной космической системы спасения «КОСПАС-САРСАТ», использующейся сегодня для поиска и спасения потерпевших аварию морских, воздушных и сухопутных объектов. Буй системы позволяет передать сигнал на спутник, откуда данные о потерпевших через несколько минут поступают в радиоцентр. В переносном варианте (весом 1 кг) подобный буй был создан еще 10 лет назад, рассказывает Минделевич, однако по закону продавать его нельзя, в том числе и туристам. Организацией же проката подобных буев, хотя бы на базе ПСС МЧС, по его словам, «никто не занимается».
Не лучше обстоит дело и с другим вариантом решения проблемы связи - карманными радиостанциями. Надежность связи, которую можно было бы установить с помощью переносных радиостанций, как признает эксперт, хуже, чем буев системы «КОСПАС-САРСАТ», однако «подать сигнал бедствия в пределах радиовидимости», в принципе, возможно. Стоимость такого оборудования, как утверждает главный редактор «Вольного ветра», составляет около 300 долларов, и позволить его себе может не каждый турист. Прокатом же радиостанций, опять-таки, никто не занимается.
В итоге - МЧС вынуждено проводить дорогостоящие и не всегда эффективные поисковые операции, причем даже не на деньги страховых компаний, а на средства бюджета, то есть налогоплательщиков. По данным Минделевича, только аренда вертолета стоит около 50 тысяч рублей в час. А арендовать их приходится порой не на одни сутки. Только площадь Эльбруса, по его словам, соизмерима с площадью Москвы: быстро найти людей в таких условиях просто невозможно. Таким образом, «контролем за безопасностью горных туристов не занимается никто», резюмирует эксперт. То же самое сказали в пресс-службе МЧС.
Надо признать, впрочем, что какое-то время назад это ведомство выступило с инициативой ввести особое лицензирование турагентств, занимающихся «экстремальным» отдыхом. «Должна быть нормативно-правовая база, определяющая порядок и ответственность фирм, организующих отдых в горах, за безопасность туристов, - утверждал тогда начальник Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России Владислав Болов. - Это касается и альпинизма, и туризма, и горных лыж». Участники рынка выступили резко против, опасаясь, что их обяжут покупать очередную лицензию - и инициатива, как и многие другие, зависла в воздухе. Ни обязательного страхования туристов-экстремалов, хотя бы иностранных (спасаемых пока что на деньги российских налогоплательщиков), ни обязательной сертификации туристских маршрутов в России до сих пор нет.
Да и имеющееся законодательство (в частности, федеральные законы «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О защите прав потребителей») помогает не всегда. // rian.ru
|
|