7 сентября 2006 г.
Ивановская область может стать туристической меккой
Ивановская область может стать туристической меккой, но «может» — не значит «станет». Мнение специалистов по этому поводу.
Эксперты, приглашенные областным правительством для оценки туристско-рекреационного потенциала Ивановской области и, в частности, Плеса (в рамках подготовки документации на конкурс на право присвоения статуса особой экономической зоны) на прошлой неделе дали свои заключения. Выводы, сделанные специалистами, позволяют надеяться, что Ивановская область действительно может получить преференции, которые дает статус ОЭЗ. И если выступления чиновников разных рангов, утверждавших, что проект «Плес» «имеет все шансы», можно было считать скорее эмоциональными, то с обоснованными экспертными заключениями трудно спорить.
Основные преимущества Ивановской области, отмеченные экспертами, в том числе зарубежными, не стали новостью. Близость к Москве и к крупным индустриальным центрам (Ярославль, Нижний Новгород), при этом относительно низкая степень индустриализации самого региона, плюс неплохо сохранившиеся леса (в основном, хвойные), обилие больших и малых рек, озер и сопутствующих природных прелестей. Есть месторождения природных минеральных вод (большинство из них используется санаториями в лечебных целях). Относительно благополучная экологическая ситуация (правда, неизвестно, учитывали ли эксперты неудачный ядерный взрыв на объекте «Глобус-1»). Относительно чистая вода (после того, как текстильные фабрики в районах стали резко снижать объемы производства, загрязнения автоматически исчезли).
Оценивая протяженность волжского побережья, специалисты отмечают, что наличие подобного ресурса повышает конкурентоспособность региона. «Опыт развития туризма за рубежом говорит о громадном потенциале регионов, примыкающих к водным артериям (Дунаю, Рейну и др.)», — отмечено в отчете.
Немалым конкурентным преимуществом, по мнению экспертов, является большое культурно-историческое наследие, расположение в рамках Золотого кольца, наличие большого числа музеев, многие из которых по-настоящему уникальны. Поскольку сторонние специалисты приводят многочисленные примеры богатства культурно-исторического наследия области, это говорит о том, что аборигенам – уж извините за такой термин – свойственно недооценивать потенциал своей родины, неважно, большой или малой. Ивановская область – действительно очень интересный, с точки зрения культурно-познавательного туризма, регион, только об это мало кто знает. Обычно «культурно-познавательные туристы» ограничиваются Владимиром и Суздалем. Возможно, настало время расширить их горизонты.
Оказывается, что Ивановская область занимает 4-е место в России по количеству исторических населенных мест после Московской, Пермской и Ленинградской областей. На ее территории находится большое число исторических памятников (всего 469, из них 260 памятников градостроительства и архитектуры, 174 – истории, 18 – археологии и 7 памятников искусства), что делает область неотъемлемой частью историко-познавательных достоинств туристического маршрута «Золотое кольцо». Кроме того, в области разработано предложение о развитии туризма по старинным российским трактам, что, по мнению экспертов, несомненно, усилит ее туристическую привлекательность.
Кроме того, у региона огромный потенциал в сфере паломнического туризма, так как здесь «значительное количество» действующих церквей и монастырей.
На территории области сложились и активно действуют народные промыслы и традиционные ремесла (Палех, Холуй, художественная роспись по ткани, народные ремесла).
Есть предпосылки для организации делового туризма (в том числе отраслевого – текстильное производство, машиностроение и т.д.), а также для проведения на территории области различных публичных форумов российского и международного уровня. С областью связаны имена многих деятелей культуры, науки и техники, поэтому возможно проведение различных конференций, симпозиумов и т. д.
При этом, как ни странно, эксперты отмечают, что «Ивановская область является весьма подготовленной для развития туризма, с точки зрения транспортной обеспеченности. Она обладает развитой дорожной инфраструктурой, которая может быть значительно улучшена при относительно небольших инвестициях. При этом улучшение транспортной инфраструктуры области будет означать улучшение транспортной обеспеченности страны в целом, поскольку подавляющая часть дорог, нуждающаяся в ремонте, являются федеральными трассами».
Таким образом, предпосылок для развития туризма в Ивановской области более чем достаточно.
Однако сейчас вклад туризма в валовый региональный продукт, мягко говоря, скромен – чуть более 1%. В этой сфере работает менее 1 % населения, хотя число это непрерывно растет.
«Основная причина столь незначительного вклада туризма в ВРП – отсутствие в области целенаправленной работы по его развитию».
К основным проблемам развития туризма на территории области могут быть отнесены следующие:
1. Основными потребителями туристических услуг в регионе являются однодневные туристы, которые являются наименее доходной частью туристического потока.
2. Число иностранных туристов весьма незначительно, хотя доходность их обслуживания значительно выше отечественных.
3. На оздоровительный и культурно-познавательный туризм приходится 72% всех прибытий. Однако эти виды туризма становятся высоко рентабельными только в сочетании с другими видами туризма и при наличии развитой инфраструктуры развлечений. При развитой системе традиционных мест развлечений (театров, спортивных объектов и др.) в области фактически отсутствуют объекты зрелищно-развлекательной индустрии.
4. В области слабо развита гостиничная сеть. При этом загрузка средств размещения чрезвычайно мала.
5. Развитие туризма в области не носит системного, целенаправленного характера. До настоящего времени в области не был проработан территориальный аспект развития туризма, не выявлены основные виды туризма с оценкой их конкурентоспособности на российском рынке с учетом глобальных тенденций его развития, не обозначено место и роль в развитии туризма федеральной, региональной и местной власти, а также бизнеса.
Что касается непосредственно Плеса, то немецкие консультанты, отмечая уникальность этого города – самого маленького в России – предлагают развивать здесь следующие направления туризма:
1. Речные круизы и путешествия по Золотому кольцу.
По большому счету, в Плес основная часть туристов и сейчас прибывает на теплоходах. Но немцы делают акцент на то, что пребывание не должно быть однодневным – туриста надо завлекать дополнительными сервисами, услугами, развлечениями. Предлагается также активнее включать Плес в маршруты из серии «По Золотому кольцу».
2. Культурный туризм. «Особая атмосфера», «возможность представить, как люди жили в прежние времена», «город-музей» — все это потенциал Плеса. Кроме того, необходимо проводить фестивали, инициировать крупные межрегиональные культурные события (фольклорные, музыкальные и т. д.), чтобы активнее привлекать туристов и посетителей.
3. Спорт и активный отдых. Это направление пользуется огромной популярностью на Западе, и все больше «белых воротничков» из Москвы, Питера и других крупных городов предпочитает активный отдых. В Плесе рекомендуют развивать водные виды спорта, а также, например, организовать велосипедные трипы – один из хитов отдыха в Европе. Обычно такие маршруты проходят вдоль рек, так что трип вдоль Волги (естественно, этот проект уже выйдет за рамки Плеса и Ивановской области) станет пилотным для России в целом. Развитие этих направлений туризма даст толчок для развития малого бизнеса, обслуживающего и принимающего туристов.
4. Оздоровительный туризм. Открытие спа-центра в Плесе уже предполагается, здесь немецкие эксперты лишь подтвердили правильность выбранного направления. Этот вид туризма, приносит, пожалуй, самый высокий доход. Так что, возможно, одним спа-центром дело не ограничится. Плюс это очередная «приманка», мотивирующая туриста задержаться в Плесе подольше.
5. Деловой туризм. Проведение конференций, семинаров, тренингов «на выезде» давно освоено за рубежом и становится модным в России. Правда, Плес может ориентироваться на спрос в основном у ивановских компаний, в крайнем случае — московских. То есть тем, кто захочет организовывать подобные «выездные мероприятия», придется усиленно пиарить это направление.
При том, что немцы убеждены в успешности Плеса как туристического центра, они также обращают внимание на необходимость разработки стратегии поддержки туризма. // chastnik.ru
|
|