23 марта 2006 г.
Турбизнес Санкт-Петербурга делает прогноз на предстоящий сезон
Вышел в свет второй выпуск «Турбарометра» Комиссии по въездному туризму Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии, посвященный ситуации на рынке въездного туризма Санкт-Петербурга.
В подготовке ТУРБАРОМЕТРА принимали участие около 100 предприятий сферы туризма Санкт-Петербурга. Среди них: 25 турфирм — члены Комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ, 14 отелей (3 *****, 4 ****,7 ***), 6 мини — отелей, 7 крупных музеев, эксперты сферы туризма.
Во вступительной части большого аналитического материала приводятся статистические данные Всемирной Туристской Организации, прогноз спроса на туристические услуги Северо-Западного региона России, подготовленный экспертами проекта ТАСИС «Развитие туризма в Северо-Западном регионе России», сведения о прибытии в Северо-Западный регион иностранных граждан в 2000–2005гг., а также статистические данные по странам-поставщикам туристов, наиболее активно посещающим наш регион от РПУ ФСБ России по Северо-Западному ФО, статистические данные по морскому круизному туризму в Санкт-Петербурге.
Основной материал «Турбарометра» делится на две части. Первая — посвящена оценке 2005 года в части въездного туризма в Санкт-Петербург, вторая — прогнозам на 2006-й год. Всего участники опроса ответили на 18 вопросов.
По мнению большинства опрошенных, результат 2005 года для въездного туризма был ожидаемым и больших сюрпризов не преподнес. Его главная отличительная черта — спад туристического потока (25–30%), в связи с ростом цен на основные услуги без изменения качества сервиса, в результате чего, совокупная стоимость турпакета в Санкт-Петербург оказалась слишком высокой. В тоже время многие респонденты отметили положительную динамику роста делового туризма, который отчасти компенсировал провал экскурсионного.
В целом, позитивно 2005-й год оценили — 29,4%
Отрицательно — 47%
На уровне 2004 года — 21,5%
Что касается прогнозов на 2006-й год, то картина получилась следующая:
Ситуация улучшится, наметится определенный рост — 50,9%
Ситуация усугубится, падение продолжится — 23,5%
Ситуация сохранится на уровне прошлого года - 21,5%.
По мнению большинства опрошенных, туристические потоки останутся приблизительно на том же уровне, но с точки зрения проведения конгрессов, конференций, международных мероприятий — могут значительно подрасти.
Сохранится тенденция увеличения доли делового туризма в связи с увеличением количества общественных мероприятий, проводимых в городе.
Многие делают ставку на внутренний рынок.
Вице-президент Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев:
«Главный вывод нашего прогноза — высокий потенциал, который сохраняется у Санкт-Петербурга, и растущий в последние годы интерес к городу.
Среди позитивных тенденций, хотелось бы выделить — рост турпотока в низкий сезон. Согласно данным восьми крупнейших отелей Санкт-Петербурга (участники программы «Белые Дни»), в нынешнем сезоне, в ноябре-январе, в Петербург приехало на 5–7 % больше гостей, чем в прошлом. Если же сравнивать с 2002 годом, то эти показатели увеличились в среднем на 24–25%. И в первую очередь увеличилось количество индивидуальных посещений. Если четыре года назад зимой петербургские отели были заполнены только на 30 %, то теперь уже — до 50%.
Даже не смотря на то, что летом 2005 года в Санкт-Петербурге наблюдался определенный спад, и возникали проблемы с безопасностью и транспортом, период белых ночей остается востребованным продуктом. Это то, что у нас есть. Но развитие всесезонного продукта в Санкт-Петербурге — это то, что должно работать завтра.
В рамках реализуемой СЗРО РСТ программы «Петербургский вояж — Белые Дни. Открытый город», зимний Петербург посетили около десяти групп туроператоров и журналистов из разных стран, и все, кто у нас побывал сходятся во мнении, что зимой Санкт-Петербург может быть даже более привлекателен, чем летом.
Результаты проведенного нами опроса показывают, что в настоящее время ситуация по въездному туризму в Санкт-Петербурге находится на весах.
Перед нами вырисовываются два сценария развития:
1. Резкое увеличение турпотока
2. Застой.
Конечно, все участники турбизнеса Санкт-Петербурга заинтересованы в первом варианте. А для этого крайне важно, чтобы они четко сработали в предстоящем сезоне. Большим шагом вперед стало понимание со стороны гостиниц. На прошлогоднем заседании Комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ руководители ключевых гостиниц города заверили своих партнеров, что не намерены поднимать цены. Комиссия предложила всем туристским предприятиям определять цены на будущий год и заключать договоры как можно раньше, то есть летом. Мы постепенно приходим к общему пониманию ситуации.
Городу необходимо как минимум три года стабильности в ценах и создание современных механизмов совместной работы всех заинтересованных структур.
Сегодня Санкт-Петербург дороже целого ряда европейских столиц, а качество предоставляемых услуг в некоторых сегментах ниже.
Положительная тенденция — город становится центром делового туризма. Категории туристов делового сегмента тратят большие деньги (в среднем обычный турист тратит 100 — 150 $ в сутки, а бизнес — турист — 500$ и выше).
Судя по всему, меняется структура спроса по Санкт-Петербургу: от дешевых туров к дорогостоящим, VIP.
С одной стороны это хорошо — город превращается в модное место для проведения деловых мероприятий и элитным местом отдыха. Сегодня Санкт-Петербург серьезно рассматривается как площадка для международных событий (саммит Большой восьмерки).
Деловые мероприятия такого уровня привлекают к городу внимание всего мира. Однако,
Санкт-Петербург пока еще не стал по-настоящему городом VIP туризма и начал терять ту почву, которая кормила его долгие годы. Это касается туристов эконом-класса (средний российский турист, школьники, студенты и основа успеха Белых Ночей — европейские пенсионеры, которые очень трепетно относятся к изменениям цены.).
А опыт бизнеса показывает, что основные капиталовложения делаются как раз на массовом продукте. Такая ситуация не нормальна для великого, известного во всем мире города. Санкт-Петербург должен предлагать продукты для всех категорий туристов.
Еще одна тенденция выразилась в том, что мы теряем поток из близлежащих стран, за счет более конкурентоспособных предложений Риги, Таллинна, Праги, Будапешта. Наши соседи все чаще выбирают их. С другой стороны — мы привлекаем туристов из дальних регионов. Для них разница в цене между Прагой и Санкт-Петербургом за счет авиаперелета теряется. Что хорошо — мы открываем новые перспективные развивающиеся рынки Юго-Восточной Азии. Плохо — то, что они более уязвимы за счет внешних угроз, и то, что мы теряем соседние более надежные рынки, тем самым лишая себя потенциала стабильности». // Пресс-служба СЗРО РСТ
|
|