28 июля 2006 г.
Татарстан примеряет «Жемчужное ожерелье»
Татарстан готовит новый туристический маршрут по историческим местам под названием «Жемчужное ожерелье», который объединит имеющиеся в республике разрозненные экскурсионные пути.
Предположительно он охватит исторические районы и крупные города республики – Булгары, Раифу, Чистополь, Камское Устье, Елабугу, Набережные Челны, Биляр, Казань.
Каждому из этих городов есть чем гордиться. В Великих Булгарах был принят ислам, это одна из главных мусульманских святынь в Татарстане. Как паломнический комплекс «Хужалар-Тау» известна столица Волжской Булгарии Х-XI веков город Биляр, где совмещены обычаи язычества, мусульманства и христианства. В 1000-летней Елабуге расположился дом художника Ивана Шишкина, музей-усадьба героини отечественной войны 1812 года Надежды Дуровой, здесь же находится могила поэтессы Марины Цветаевой. Свияжск стал первым православным городом на татарской земле, построенный Иваном Грозным как форпост для взятия Казани. Камское Устье известно своими пещерами, Набережные Челны – Камским автомобильным заводом.
Начальник отдела развития инфраструктуры туриндустрии Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Евгения Новикова считает, что этот маршрут станет брэндом, с которым впоследствии будет не стыдно выйти на международный туристический рынок. По ее словам, маршрут будет разработан и предложен туроператорам в ближайшее время. Она же подтвердила, что средства на его организацию, в том числе на участие в международных выставках и обучающие семинары, предусмотрены в бюджете Татарстана 2006 года в статье «Продвижение республиканских туристических продуктов». Общий объем расходов составляет 7,5 млн. рублей.
Татарстан давно намеревается развивать туризм как дополнительный источник бюджетных доходов. Республика ориентируется на мировую практику, где, по данным ВТО, на долю туризма в среднем приходится около 10% валового продукта, 9% всех рабочих мест и 11% мировых потребительских расходов. Доходы от туризма в мире уступают лишь доходам от экспорта нефти. Республика пока не может похвастаться развитым турбизнесом, поскольку доля туризма в валовом региональном продукте (ВРП) Татарстана, по статистическим данным, составляет лишь около 2,3%.
Напомним, что в 1998 году в республике была принята концепция развития туризма, согласно которой приоритетным направлением был назван внутренний и въездной туризм. На смену ей планируется принять программу развития туризма в Татарстане до 2010 года, проект которой готовит сейчас министерство. За счет нее республика рассчитывает в течение ближайших 5 лет довести долю туризма в ВРП до 7%. Концепция программы предусматривает создание туристских зон на базе уже действующих музеев-заповедников. Стоимость программы оценивается в 2 млрд. рублей.
Министр ведомства Марат Бариев считает, что тур «Жемчужное ожерелье» может стать наиболее реальным проектом в развитии въездного туризма. В рамках реализации проекта республика рассчитывает на федеральные вложения в туристическую инфраструктуру – строительство современных гостиниц и дорог. При наличии автобанов из Казани до Елабуги, например, туристы смогут доехать за два часа, а не за четыре, как сейчас. Кроме того, Елабуга и Свияжск входят в ведомственную целевую программу «Туристские центры России», которая также предусматривает финансирование из бюджета РФ создания транспортных развязок и дебаркадеров.
Однако, несмотря на то, что многие туристические компании уже сегодня предлагают своим клиентам поездки в пункты будущего «Жемчужного ожерелья», некоторые туроператоры скептически оценивают перспективность маршрута. Расходы на его рекламу не окупятся, потому что это направление не привлечет достаточного количества туристов, уверены они. По мнению старшего менеджера фирмы «Куда.ru» в Казани Резеды Сулеймановой, Татарстан не готов к приему зарубежных туристов. «Пока в республику приезжает слишком мало иностранцев, чтобы поставить это направление на поток», – уверена г-жа Сулейманова. Представитель компании Prestige touristic Мария Воронова отметила, что у республики нет особого опыта работы в области туризма. По ее словам, путешествия по Татарстану малоинтересны москвичам, на которых в основном можно рассчитывать, а жители Европы пока недостаточно проинформированы о привлекательных местах республики.
Однако большинство опрошенных туристических компаний приветствуют появление нового маршрута. Как считает гендиректор компании CompanionSP Сергей Пасечник, Казани есть что показать. Правда, господин Пасечник полагает, что даже по оптимистичному прогнозу внутренний туризм республики не получит развития в ближайшие три-четыре года.
Заместитель директора турфирмы «Адмирал» Евгений Казанский считает, что направления, предложенные госорганом, несомненно, вызовут интерес и российских туристов, и зарубежных посетителей. Однако господин Казанский уверен, что «Жемчужное ожерелье» заиграет лишь с популярным «Золотым кольцом» или с другими раскрученными маршрутами. «Ведь за 1000 км никто не поедет на три дня, поэтому необходимо продумать всю программу в целом», – объяснил он свою позицию. В министерстве не исключают, что маршрут «Жемчужное ожерелье» может быть предложен в качестве дополнения к «Золотому кольцу». Как сказала госпожа Новикова, «емкость «Золотого кольца» имеет пределы, тем более туристам хочется новых ощущений». // КоммерсантЪ
|
|