31 октября 2006 г.
Рынок подчистят гарантиями
Введение финансовых гарантий туроператорской деятельности приведет к исчезновению 90% малых и средних компаний в этой сфере и не защитит потребителя.
Такой вывод делают участники рынка, обсуждая поправки в Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» c банкирами и представителями страховых компаний.
Проект (уже прошедший первое чтение в ГД) предусматривает два вида финансового обеспечения: страхование или банковская гарантия (в размере 1 млн рублей для турфирм, работающих только на внутреннем рынке, и 10 млн рублей - для работающих «на выезд»). Причем нужно либо перевести 10 млн рублей на счет, либо заложить имущества на 30 млн.
«Кто хоть раз сталкивался с процедурой получения компенсаций по банковским гарантиям или страховым полисам, знает, что это довольно сложный и длительный процесс», - говорит Татьяна Сухорукова, генеральный директор компании «Альбион». Директор добавляет, что предложенные финансовые обеспечения не помогут туристам разместиться в отеле, если он не оплачен туристической фирмой, или вернуться в Россию, если обратный самолет для них даже не заказан.
«Тем более, банки и страховые компании предупреждают сразу, что компенсации не будут выплачиваться, если будет доказан факт мошенничества со стороны турфирмы», - говорит предпринимательница.
Кроме того, небольшие компании боятся, что банки будут работать только с крупными туроператорами, имеющими кредитные истории, недвижимость или серьезные активы в банках, а страховые компании установят неподъемные цены.
«Мы будем страховать ответственность турфирмы перед клиентами, - пояснил Сергей Бровко, специалист по маркетингу СПб филиала компании «РЕСО-гарантия». - Тариф для каждой будет определяться исходя из того, насколько высоки риски именно этой компании: чем выше шансы предъявления претензий, тем выше стоимость страховки». Причем после поступления претензии страховая компания будет разбирать, обоснована она или нет.
«Если сумма в 10 млн. рублей с лихвой покроет все претензии клиентов небольших фирм, то клиентам фирм - владельцев чартеров эта сумма не покроет и сотой доли их убытков, - считает Татьяна Сухорукова. - Напрашивается вывод, что целью инициаторов этих поправок была не защита потребителя, а уничтожение малых и средних туристических компаний и монополизация отрасли».
Тем не менее, существуют различные способы, которые смогли бы реально защитить потребителя без ущемления небольших компаний. Это и страховой фонд, формируемый турфирмами, и обязательное страхование каждого конкретного тура. Это приемлемо и для небольших турфирм, и проще с точки зрения механизма защиты потребителей.
Разработчики законопроекта считают закономерным то, что число компаний на рынке сократится: в Федеральном агентстве по туризму говорят, что четверть фирм, имеющих лицензии, существует только на бумаге.
В том, что на рынке произойдут серьезные изменения, уверены и руководители крупных компаний. Причем они говорят, что выживут только крупные игроки. Президент холдинга «Ривьера» Вадим Лежнин считает, что идеология этой инициативы в том, чтобы очистить рынок от многих компаний, у которых «недостаточный запас прочности»: они в случае изменения спроса или других проблем пострадают сами, а также бросят тень на сильные компании и весь рынок.
«Через 5-10 лет останется 15-20 крупных компаний на страну, и они будут стоить сотни миллионов и миллиардов долларов. Будет увеличиваться роль сетевых проектов. Через 10 лет останутся три крупные компании в Петербурге, одна из них, надеюсь, наша», - прогнозирует Вадим Лежнин.
Татьяна Сухорукова, генеральный директор компании «Альбион», считает, что настоящая цель поправок в федеральный закон о туризме - уничтожение средних и малых компаний и монополизация рынка.
На заметку"
- С 1 января 2007 г. отменяется лицензирование туроператорской деятельности.
- Под лозунгом защиты потребителя Федеральное агентство по туризму начало разрабатывать поправки в действующий Закон «О туристской деятельности в РФ». // dp.ru
|
|